Вступление в ПВТ: правила и новшества
В Беларуси один из ключевых инструментов поддержки компаний, которые ведут деятельность в сфере высоких технологий — национальный Парк высоких технологий…
В Беларуси один из ключевых инструментов поддержки компаний, которые ведут деятельность в сфере высоких технологий — национальный Парк высоких технологий (ПВТ), предлагающий уникальные условия для развития и успешного ведения бизнеса. Для того чтобы стать резидентом данного парка, компании должны соответствовать определенным критериям и следовать четко установленным правилам, что способствует созданию благоприятной среды для инноваций и экономического роста.
Что такое Парк высоких технологий в Беларуси
Белорусский Парк высоких технологий считается крупнейшим IT-кластером Восточной и Центральной Европы. Современная история ПВТ отчитывается с 2017 года.
Современный Парк высоких технологий представляет собой специальную юрисдикцию для компаний-резидентов, занимающихся широким спектром деятельности, включая разработку программного обеспечения, фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные работы в области естественных и технических наук, а также майнинг и другие направления.
Компании, которые уже зарегистрированы в качестве юридических лиц, могут стать резидентами ПВТ после регистрации Наблюдательным советом ПВТ. Режим Парка высоких технологий охватывает всю территорию Беларуси, что позволяет компаниям зарегистрироваться и вести свою деятельность в любом регионе страны.
По состоянию на июль 2024 года ПВТ уже дважды в 2024 году рассматривал документы о приеме новых компаний в резиденты Парка. В конце июня 2024 года резидентами ПВТ стали 43 компании. Более 10 из них созданы с привлечением иностранных инвестиций. На июль 2024 года в ПВТ состоит более 1000 компаний.
В чем преимущества резидентства ПВТ
Преимущества резидентства в ПВТ — это налоговые льготы, более простое привлечение иностранных работников, возможность оказывать услуги в сфере криптовалют (быть криптоброкерами и криптообменниками, ICO), более простой документооборот при сделках с иностранными партнерами и возможность использовать некоторые правовые и институты, не свойственные пока для Беларуси.
Налоговые льготы
Основное преимущество для резидентов ПВТ — это налоговые льготы:
1. Резиденты Парка высоких технологий (ПВТ) освобождаются от налога на прибыль и могут применять ставку налога на прибыль 9% для определенных доходов. Для нерезидентов ПВТ стандартная ставка налога на прибыль составляет 20%.
2. При торговых сделках внутри Беларуси и в некоторых сделках с нерезидентами ПВТ действует освобождение от НДС. Общая ставка НДС составляет 20%.
3. Иностранные учредители-компании, получающие доходы от деятельности в ПВТ, облагаются налогом на доходы в размере 0% или 5%.
4. Некоторые сделки в рамках ПВТ освобождаются от уплаты оффшорного сбора.
5. Физические лица-учредители компаний, являющиеся резидентами ПВТ, включая иностранных граждан, подлежат подоходному налогу в размере 9%. Ставки подоходного налога могут быть 6% или 0%, в зависимости от распределения прибыли между учредителями.
6. Объекты на территории ПВТ, не сдаваемые в аренду, освобождаются от налога на недвижимость.
7. При ввозе оборудования, которое будет использоваться для высокотехнологичной деятельности, таможенные пошлины — 0%.
Привлечение иностранных сотрудников
Резидентам ПВТ не требуется получение специальных разрешений для найма иностранных работников. Иностранные сотрудники компаний-резидентов ПВТ могут легко получить разрешение на временное проживание. Визы для иностранных работников и учредителей ПВТ были отменены, а максимально допустимый срок их временного пребывания увеличен до 180 дней. Тысячи иностранных специалистов уже убедились в том, что Беларусь — отличное место для переезда.
Какие требования предъявляются к компаниям, которые хотят стать резидентами ПВТ
Компании, которые желают стать резидентами ПВТ, должны соответствовать ряду требований, которые предъявляют к резидентам.
Определенные виды деятельности
Чтобы стать резидентами ПВТ, компании должны вести деятельность в сфере высоких технологий. Можно выбрать из 37 видов деятельности, разрешенных для резидентов ПВТ. Эти виды деятельности включают:
1. Анализ, проектирование и разработка информационных систем, включая создание программного обеспечения, документирование и предоставление разрешений на использование программного обеспечения, а также уступку исключительных прав на программное обеспечение, включая компьютерные игры для различных платформ.
2. Разработка и внедрение программ по заказу пользователя; проектирование и разработка автоматизированных систем управления.
3. Предоставление услуг по внедрению, поддержке, сопровождению и эксплуатации информационных систем и программного обеспечения, включая обучение работы с этими системами и программным обеспечением, как собственного производства, так и третьих лиц.
Это лишь несколько примеров того, чем могут заниматься компании, которые желают стать резидентами ПВТ.
Бизнес-проект
Компания, которая желает стать резидентом ПВТ, должна составить и оформить Бизнес-проект объемом не более 20 страниц. В этом документе нужно прописать виды или вид деятельности из разрешенных для резидентов ПВТ и определить, каким образом будет вестись эта деятельность. Очень важно в бизнес-проекте указать, какие планируются финансовые результаты деятельности в сфере высоких технологий. При этом все расчеты, кроме операций по экспорту, приводят в белорусских рублях.
В бизнес-проекте нужно:
- Перечислить имущество компании, технологии, которыми она владеет. Описать бизнес-процессы и кадровый состав.
- Описать, какие товары, работы, услуги планируется создавать при реализации бизнес-проекта.
После того, как готов бизнес-проект, можно собирать пакет документов и подавать его на рассмотрение в Секретариат Наблюдательного Совета ПВТ.
Подача документов на рассмотрение Наблюдательному совету ПВТ
Шаг 1. Пишем заявление
Заявление с просьбой о регистрации компании в качестве резидента ПВТ подписывает руководитель компании. В заявлении нужна дата подачи документов и исходящий номер.
Шаг 2. Оформляем документы
Вместе с заявлением нужно представить в Секретариат физические документы на бумаге:
- Устав компании и копию устава. Копию Устава нужно заверить. Устав компании нужен для сравнения с копией, его вернут.
- Свидетельство о государственной регистрации компании и копию Свидетельства. Копию нужно заверить. Оригинал Свидетельства нужен для сравнения с копией, его вернут, как и устав.
Бизнес-проект нужно заверить подписью руководителя компании, скреплять с помощью ниток его не нужно. Страницы бизнес-проекта нужно пронумеровать.
Паспорт компании должен включать сведения об учредителях компании.
Если решено представить копию бухгалтерского баланса, то нужно заверить каждый лист копии.
Для подтверждения полномочий руководителя компании нужно представить заверенную копию трудового договора и копию решения общего собрания участников компании о назначении руководителя.
Шаг 3. Подаем документы в Секретариат
О планируемом приеме документов в определенные даты Секретариат информирует на сайте ПВТ. Секретариат требует личной подачи документов руководителем компании. То есть руководителю компании нужно приехать по месту нахождения Секретариата с пакетом документов. Государственную пошлину за рассмотрение документов уплачивать не нужно. На практике Секретариат проверяет документы до передачи в Наблюдательный Совет и может вернуть для устранения недостатков, после чего исправленные документы можно подать снова.
Шаг 4. Ожидаем решения Наблюдательного Совета
Наблюдательный Совет обычно рассматривает документы в течение месяца. У Наблюдательного совета есть право назначить экспертизу: научно-техническую, правовую. В таких случаях срок рассмотрения документом могут продлить до 2 месяцев. Если Наблюдательный совет обнаружит недостатки в документах, то он вернет их для исправления в 5-дневный срок, после чего документы можно подать опять.
Наблюдательный совет Парка высоких технологий принимает решение о принятии компании в качестве резидента или об отказе в их регистрации. Отказ может быть обоснован отрицательным заключением научно-технической экспертизы представленных документов или оценкой Наблюдательного совета о недостаточной значимости предлагаемого бизнес-проекта для развития новых и высоких технологий.
Шаг 5. Получаем Свидетельство о регистрации в качестве резидента ПВТ
Выдается Свидетельство о регистрации, удостоверенное печатью Парка. Свидетельство о регистрации выдается Секретариатом в течение 10 рабочих дней после принятия соответствующего решения Наблюдательным советом.
Решение Наблюдательного совета о принятии кандидата в резиденты Парка высоких технологий и одобрении нового бизнес-проекта вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его принятия. Перед началом действия решения новый резидент заключает договор с Парком высоких технологий.
HR консалтинг
Особенности перехода в резиденты ПВТ действующей компании
Когда компания, которая уже работает на рынке некоторое время, желает получить статус резидента ПВТ, нужно обратить внимание на несколько моментов, которые могут вызвать ряд вопросов как при рассмотрении документов в КВт, так и в последствии.
1. Проверить виды деятельности компании
До подачи документов на регистрацию в качестве резидента Парка высоких технологий рекомендуется при необходимости исключить из Устава виды деятельности, которые не относятся к профилю деятельности резидентов Парка. Резидентам запрещено получать доход от видов деятельности, не утвержденных для резидентов Парка, и это может привести к лишению статуса резидента и налоговых льгот.
2. Проверить условия действующих сделок
На момент вступления в Парк высоких технологий все существующие договоры должны соответствовать представленному для регистрации в качестве резидента бизнес-проекту.
3. Проверить способ уплаты налогов
Резиденты Парка высоких технологий не могут использовать упрощенную систему налогообложения. Поэтому целесообразно заблаговременно перейти на общую систему налогообложения. Если резидент, который ранее использовал упрощенную систему налогообложения, получает свой статус не с начала отчетного квартала, возникают вопросы при определении налоговой базы налога на прибыль. В таких случаях рекомендуется перейти на общеустановленную систему налогообложения с первого числа месяца, в котором получен статус резидента Парка. Для резидентов также рекомендуется начинать подавать ежеквартальные отчеты по налогу на прибыль с квартала, в котором произошел переход с упрощенной системы налогообложения на общеустановленную.
Принятие в резиденты Парка начинает действовать с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия решения Наблюдательным Советом. Это исключает ряд вопросов в области налогового и бухгалтерского учета.
4. Выяснить порядок ведения бухгалтерского и налогового учета
Бухгалтерский учет и расчеты до получения статуса резидента Парка высоких технологий и после получения резидентства требуют различных подходов. Закрытие месяца до вступления в статус резидента Парка должно происходить в соответствии с предыдущей системой налогообложения, используя прежние ставки и без учета льгот, предоставляемых резидентам.
Наш Блог
Последние новости в нашем блоге
Резиденты парка высоких технологий
В современном мире конкуренция за талантливых специалистов становится все более острой. Компании ищут новые подходы к управлению персоналом и оптимизации…
Премиальные выплаты сотрудникам
В условиях современной конкуренции компании постоянно ищут пути повышения производительности, удержания наиболее талантливых сотрудников и формирования позитивной культуры на рабочем…
Законодательство в сфере обращения с токенами
В современном мире цифровые технологии развиваются стремительными темпами, и вместе с ними появляются новые формы финансовых активов. Одной из таких…
Контакты
Мы открыты для новых проектов